суббота, 24 сентября 2011 г.

Глава 11.
Должно быть, было около часа ночи. В пансионе все спали, кроме Девдаса. Чунилал по возвращении удивился, увидев свет в соседней комнате. Однако дверь была закрыта, и он негромко крикнул:

— Девдас, ты до сих пор не спишь?

— Нет. А почему ты сегодня так рано вернулся? — раздался изнутри голос.

— Эх, брат, что–то нынче плохо себя чувствую, — засмеялся Чунилал и ушёл к себе.

Спустя некоторое время, он вернулся:

— Девдас, можешь дверь открыть?

— Почему нет... Разумеется.

— У тебя немного табаку не найдётся?

— Да, да, найдётся, — засуетился Девдас, открывая дверь.

Чунилал набил табаком трубку и поинтересовался:

— Ты почему не спишь так поздно?

— Да бессонница у меня иной раз.

— Мне казалось, что таким парням, как ты, не за чем бодрствовать до полуночи, и сегодня я поражён, — пошутил Чунилал.

Девдас молчал. Чунилал, выпуская дым изо рта, заметил:

— С тех пор, как ты из дома вернулся, с тобою что–то не так. У тебя какие–то проблемы, Девдас?

Девдас ничего не ответил и встал.

— Твою душу что–то тревожит. Всё в порядке, Девдас, не так ли?

Девдас вдруг сел на кровать и пристально посмотрел ему в глаза:

— Вот ты мне скажи, брат Чунилал, любишь ли ты кого–нибудь?

Чунилал в ответ только ухмыльнулся.

— Не было ли в твоей жизни разочарований?

— Почему ты об этом спрашиваешь?

— Мне интересно.

— Только не сегодня, потом когда–нибудь расскажу.

— Хорошо, тогда ответь, где ты по ночам пропадаешь? — потребовал Девдас.

— Но зачем тебе это?

— Просто хочу знать.

— Как–будто тебе об этом ничего не известно? — Чунилал приторно улыбнулся.

— Кое о чём догадываюсь, но не совсем, — сказал Девдас.

В глазах Чунилала появился блеск. Так уж повелось, что в обществе не принято обсуждать подобные вещи, но умудрённый опытом Чунилал давно об этом позабыл. Он прищурился:

— Девдас, если ты действительно хочешь меня узнать, то тебе придётся стать таким, как я. Пойдёшь завтра вместе со мною?

Девдас раздумывал недолго, после чего произнёс:

— Слышал, что там довольно весело. Сердечные раны уходят на второй план. Это правда?

— Истинная правда.

— Раз так, то завтра возьми меня с собой. Я готов туда съездить.

На следующий день, на закате, Чунилал вошёл в комнату Девдаса и увидел, что тот собрал все свои вещи и аккуратно сложил рядом со свёрнутым матрасом. У Чунилала отвисла челюсть:

— Это что... Какого... Ты куда собрался?

— Готовлюсь к поездке.

Чунилал усмехнулся и подумал, что парень подготовился на славу.

— Эй, ты всё это с собой потащишь?

— А как же иначе, на кого я это брошу?

Чунилал недоумевал:

— Давай, я отнесу твоё барахло кому–нибудь наверх. Или пусть здесь валяется!

Девдас вдруг пришёл в себя и немного смутился:

— Дело в том, что я сегодня еду домой.

— С чего это вдруг... А назад когда?

— Теперь уж никогда, — покачал головой Девдас.

Чунилал на мгновение ошарашено уставился на товарища, который спешил завершить свою речь:

— Возьми эти деньги, их нужно отдать тем, кому я должен. Если после этого что–то останется, то раздели поровну между здешними горничными и прочими слугами. Я больше в Калькутту не вернусь.

"От приезда в этот город я много сил потратил впустую", — промелькнула у него мысль. В конце концов, он осознал, что былые времена беззаботного детства в тысячу раз дороже проведённых в Калькутте. Как же прекрасны были те дни! Он взглянул на Чунилала:

— Чунилал–бабу, просвящение имеет место быть только для счастливых людей, иначе как ни крути, игра не стоит свеч...

— Значит, ты собираешься бросить учёбу? — прервал его Чунилал.

— Конечно, брошу. Если бы я с самого начала знал, что приезд в Калькутту разрушит мою жизнь, я ни за что бы сюда не сунулся.

— Что с тобой стряслось, Девдас?

Девдас задумался и уклончиво протянул:

— Если доведётся нам с тобою когда–нибудь ещё раз встретиться, тогда и расскажу.

Было девять часов вечера. Девдас на глазах у всего пансиона погрузил свой нехитрый скарб в экипаж и был таков. Чунилал всплеснул руками и не сдержался:

— Кто бы мог подумать, какой лицемер!

Комментариев нет:

Отправить комментарий