вторник, 16 августа 2011 г.

Глава 4.

Время шло, и дети были безгранично счастливы. Они гуляли дни напролёт под жарким солнцем, а на закате по возвращении домой их ждало наказание, но на следующее утро они убегали из дома, чтобы вечером опять выслушивать ругань. Никто, кроме друг друга им не нужен был, а проделок только их двоих на всю деревню и так хватало. В тот день с восходом солнца они вдвоём уже были у пруда, и потом до рези в глазах, взбаламутив всю воду, плескались там. Они поймали с дюжину каких–то рыбин и, поделив их поровну между собой, отправились домой. Не успела Парвати переступить порог, как мать тут же её сильно побила и заперла в комнате. Сидя под замком, она могла только догадываться, что же будет с Девдасом. Но тот никогда не считал нужным кого—либо ставить в известность о своих похождениях, поэтому, когда Парвати в своей комнате сидела и горько плакала, он к её окну подошел и нежным голосом позвал: "Паро... Паро... Паро..." Разумеется, Парвати всё слышала, но, надувшись, не отвечала. Девдас допоздна сидел внизу под плюмерией и не уходил домой до тех пор, пока Дхарамдас не пришёл и не убедил его.

На следующий день Парвати ждала Девдаса, но он не пришёл. Отец взял его с собой в соседнюю деревню на званый ужин. Так и не дождавшись Дева, Парвати одна вышла за ворота. Днём раньше, перед тем, как пойти на пруд, Девдас дал ей три рупии, так как боялся их потерять. Пощупав, на месте ли завязанные в уголок её сари деньги, она пошла гулять. Какое–то время она провела в одиночестве. Никого вокруг не было: остальные дети с утра до вечера находились в школе. Она отправилась на соседнюю улицу, где жила Манорма — одноклассница Парвати, и хотя та была немного старше, они дружили, но уже довольно долго не виделись. С целью навестить подругу Паро вошла в дом и закричала:

— Мано, ты дома?!

Вышла тётя Манормы:

— Паро, ты что ли?

— Да, тётя... Мано где?

— Она в школе. А ты не пошла сегодня?

— Я вообще не хожу. Дев, кстати, тоже.

Услышав это, тётя засмеялась:

— Ах, вот оно в чём дело! Значит, ты не ходишь, и братец Дев тоже не ходит?

— Да, из нас двоих никто не ходит.

— Очень хорошо, но Мано–то ходит!

Тетя пригласила войти, но Парвати отказалась.

По дороге домой, не доходя до магазина Расиклала, она увидела, как три странствующие вишнавитки (1) с бубнами в руках идут мимо в поисках пожертвований. Парвати окликнула их:

— Вишнави, вы хоть петь умеете?

Одна из них обернулась:

— А ты как думала? Умеем!

— Спойте, а? — Взмолилась Парвати.

— Тогда давай плати, а лучше пошли к тебе домой. Там споём, а может заодно и поедим.

— Нет уж... Прямо здесь пойте! — Парвати показала на завернутые в уголок сари деньги, немного дальше от магазина отошла и села. Увидев деньги, все трое одновременно отчаянно заколотили в бубны и заголосили раги (2). Из того, что они пели, Парвати ни слова не разобрала. Да даже, если бы она и хотела вникнуть в смысл, то не смогла бы, поскольку на душе у неё в тот момент была только тоска по Девдасу. Исполнив весь репертуар, ей намекнули:

— Давай, деточка, не скупись!

Парвати развязала узелок на своём сари и вручила им три рупии. Изумлённые женщины переглянулись между собой.

— Дочка, откуда у тебя такие деньги? — Спросила одна.

— Девдас дал. — Ответила Парвати.

— Он ведь тебя не побьёт?

Немного подумав, Парвати ответила:

— Нет.

— Долгих лет жизни тебе, великая принцесса! — Произнесла одна из них.

Парвати улыбнулась:

— Значит, вам на троих этих денег хватит, да?

— Да, дочка, хватит. — Все трое закивали. — Сама Радха–рани тебя нам послала.

Они помолились, чтобы эта раздающая дары девочка не понесла никакой кары за содеянное.

Парвати вернулась домой рано. На следующий день на рассвете она встретила Девдаса. В руках он держал только моток лески, а самого бумажного змея не было. Подойдя к Парвати, он потребовал назад свои деньги. Парвати побледнела:

— А денег больше нет.

— Куда это они подевались?

— Я их вишнавиткам отдала за то, что они спели для меня.

— Всё что ли отдала?

— Ну, ведь их же трое было…

— Какую глупость сотворила! Разве столько денег подают!

— Говорю же, их было трое! Если бы им троим отдала не три рупии, то как бы они их между собой делили?

— Я бы на твоём месте дал им только две рупии. — Сказал Девдас спокойным тоном, наматывая леску на катушку. — Таким образом, доля каждой из них составила бы десять анн и восемь пайсов (3).

— Но они вряд ли умеют так хорошо считать, как ты! — Сказала Парвати.

Девдас подумал, что он действительно многому успел научиться в жизни и обрадовался:

— А ведь верно!

— Девдас, я–то думала, что ты меня побьёшь. — Парвати взяла Девдаса за руку.

— Почему? Почему побью? — Удивился Девдас.

— Так сказали те женщины.

От этих слов Девдасу стало смешно, и он обнял Парвати:

— Глупая, если ты ни в чём не виновата, зачем мне тебя бить?

__________

(1) Вишнавитки. – Вайшнавы, вишнуиты. Последователи направления индуизма, поклоняющиеся Вишну и его аватарам.

(2) Раги. - Рага. Музыкальные лады в индийской классической музыке, серия из пяти и более нот, на которой строится мелодия.

(3) Десять анн и восемь пайсов. -
До введения 1 апреля 1957 г. десятичной системы 1 рупия =16 анна = 64 пайса = 192 пая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий